vk ok fb twitter
Прямо сейчас «Мариупольские новости» читают 1904 человека и Вы
Prizma




03-01-2016, 15:01
Просмотров: 8677
Комментариев: 0

Лариса Конева: «В поиске нужных смыслов»

Журналистское мастерство и незаурядность характеризуют сегодняшнюю нашу гостью – Ларису Коневу, с которой мы говорим о ее профессиональном пути, и заодно об уникальном предприятии Мариуполя – Азовском судоремонтном заводе (АСРЗ), пресс-службу которого она возглавляет.

- В этом году исполняется круглая дата с тех пор, как Вы пришли в журналистику, имея за плечами разнообразный опыт, в том числе и преподавательской работы.  Что послужило отправной точкой?

 - Признаюсь, что пройдя по конкурсу на должность корректора в газету «Ильичевец», не представляла, куда именно приведет меня этот путь. И только потом, вникнув изнутри в кухню газетного производства, испытала такое домашнее чувство – «мое». Во-первых, потому что не обходится без непосредственного участия в событиях, так сказать, на острие пера, и, что, может быть, наиболее ценно, - дает мощную мотивацию для расширения собственного кругозора, требует глубоко знания психологии людей, одним словом, постоянного саморазвития и образования. И, если все сделано правильно, в качестве бонуса – реально влияет на «формирование общественной мысли». Извините за применения штампа.



- Я знаю, что ты не местная. С чего для тебя начинался Мариуполь?
     
- Да, я из Сумской области. Там и сейчас живет моя мама. Сюда я приехала в 90-е с мужем и новорожденным сыном, ну, и Дипломом Николаевского национального университета. Первое место работы – базовое высшее металлургическое училище комбината им. Ильича. Затем пресс-служба предприятия – работа в газете «Ильичевец» и, по совместительству, - МТВ, где я вела интерактивную площадку в программе «Мы и город».   

- Насколько известно, в 90-е «Ильичевец» был не региональным изданием, а заводской многотиражной газетой. То есть, ты была причастна к ее стремительному развитию?

- Можно сказать и так. Во всяком случае, помню метаморфозы, которые происходили с «Ильичевцем». Его инертность – результат «богатого» наследия авторов из рабочей среды или общкорров, среди которых, справедливости ради надо сказать, была масса интересных людей, но, к сожалению, непрофессиональных журналистов. Работая малым штатом, безусловные профессионалы в журналистике Юрий Терехин, Николай Варчук, Владимир Марюта и Юрий Некрасовский, в своей работе делали ставку, в основном, на сотрудничестве с общкоррами. А общественный заказ предприятия, на тот период находящегося в оппозиции к власти, требовал наращивания актуальности контента и максимального расширения аудитории. Придать ускорения и актуальности информационному продукту на предприятие пригласили Сергея Магеру, который возглавил вновь созданный пресс-центр. Так и случилось.

С приходом новых журналистов в редакцию – вначале Григория Шведа, вашей покорной слуги, Светланы Кузминской, Елены Жулевой и других, «Ильичевцу» таки удалась перезагрузка. Закрепил успех приход Лилии Малицкой, Татьяны Игнатченко и Анны Романенко, Андрея Киора, Николая Пожогина и других. И фотографы у нас были замечательные – Николай Коляда и Александр Поневин – это тоже мои бывшие коллеги и нынешние друзья. Многие и сегодня продолжают трудиться в мариупольском журналистском сообществе, правда, судьба порядочно нас разбросала.
Возвращаясь к теме стремительного развития «Ильичевца», скажу, что благодаря либеральной политике в бывшей редакции и политике невмешательства со стороны учредителя газеты – администрации бывшего генерального директора предприятия, Владимира Семеновича Бойко, «Ильичевец» образца 2003-2008 года можно назвать островком «свободы слова».

- «Либеральная политика в редакции», что ты имеешь в виду? Можешь пояснить на примере?

- Конечно. Главная ставка – уважение к смыслам, найденным автором. Пример будет уместен только один – изменения, которые по разным причинам необходимо было вносить в статьи, обязательно согласовывались с журналистами. Нам не отводилась роль безответственных винтиков пиар технологий. Редактор в лучших традициях профессии, был, как сейчас сказали бы «крышей», приветствовалось авторская мысль, мы не работали с «месседжами».

Принимал меня на работу, на тот момент главный редактор Анатолий Павлухин, переводил на должность журналиста Виктор Гринько (которого, к слову, за демократические взгляды, интеллигентность и дипломатическую манеру общения обожали подчиненные, и не жаловало начальство), и львиную долю времени работала под началом «самого главного» и молодого из редакторов, Григорием Шведом. И у удовольствием скажу, что ни один из них не грешил «редакторским беспределом». Споры, конечно, случались, и жаркие. Но так как всем доставало ума не переходить грани, за которыми заканчивалось взаимоуважение, приходили к консенсусу и цивилизовано общались. Одним словом, главная цель – выйти на региональный уровень, была достигнута. В период расцвета – 2003-2007, «Ильичевец» нарастил тираж до 100 тысяч экземпляров, включая процент «халявы», куда без него. Ну, а как следствие – той команде удалось произвести немало «революций» в сознании мариупольцев. При этом избежать «грязных историй» и судов, что тоже говорит в нашу пользу: редакция не увлекалась критиканством. Допускалась только конструктивная критика.

- Знаю, что у вас, Лариса, множество наград, расскажите, за что они были получены, если можно?

-  Почему нет. Некоторые мне особенно дороги, так как их не спускали «сверху». Коллеги сами выдвигали претендентов, вели бурные обсуждения и даже тайные голосования. В 2007 году таким путем в «Ильичевце» проголосовали коллеги за мою кандидатуру на получение «Золотого пера Донбасса» из трех, если не ошибаюсь, кандидатур.

Предыстория награды в том, что в 2003 году ко мне обратилась очень незаурядная женщина. Будучи инвалидом детства с заболеванием опорно-двигательного аппарата, она 9 лет вела тяжбу с Мариупольским исполнительным комитетом за право на бесплатный проезд в общественном транспорте (маршрутных такси) и требовала компенсации материального и морального ущерба. Для себя и собратьев по несчастью она добивалась реализации льготы, которая не исполнялась, так как в договор с перевозчиками не были внесены эти две категории. Она принесла мне толстенную общую тетрадь, в которую суд обязал ее вклеивать билетики, полученные за незаконно оплаченные проезды. Представляете, на каждом (!) она должна была указать время и фамилию не только владельца МТ, но и водителя, и кондуктора, перевозивших ее дважды в день – на работу и с работы. Только так она могла доказать факт оплаченных поездок и, соответственно, получить компенсацию. Можете себе представить, с чем ей приходилось сталкиваться…. Меня поразила эта история во всех смыслах. И я занялась расследованием. В результате, была написана целая серия публикаций, после которых инвалиды стали-таки ездить бесплатно, а я была удостоена «Золотого пера».   

- …а победа в конкурсе «Мариуполец года»?

– А это за серию аналитических материалов о качестве коммунальных услуг, предоставляемых потребителям в Мариуполе. О необходимости круглосуточной подачи воды в квартиры горожан (до этого это делалось по графику), о поверке приборов учета за средства исполнителя услуги, необходимости перерасчетов и возвратов средств за некачественно поданное или вовсе отсутствовавшее тепло…
Об исполнении государственных программ поэтапного обеспечения приборами коммерческого учета услуг (счетчиков воды, газа и потребленных килокалорий) за счет потребителей и тому подобное. Надо отдать должное команде управленцев того периода, которые, по-разному, но обязательно реагировали на каждую такую публикацию. Одним словом, до сих пор считаю полезным вникнуть в суть проблематики, и доводить начатое до конца. Опять-таки в лучших традициях «возвращаться к напечатанному» и читать не только «себя любимых».

– В настоящее время вы пресс-секретарь Азовского судоремонтного завода, насколько это связано с журналистикой?

– Достаточно плотно. Предприятия не зря называют градообразующими, так как в информационном поле добрый процент новостей составляют как раз новости вокруг предприятий. Поэтому приходится плотно сотрудничать с местными, региональными и центральными СМИ; с изданиями, специализирующимися на морской и транспортной тематике. Благодаря инициативе Дмитрия Ляшова, генерального директора Азовского судоремонтного завода, на предприятии создана разветвленная медиа-сеть: сайт, страница в социальной сети Фэйсбук, и вот теперь налажен выпуск собственного печатного издания «Азовский судоремонтник», который я редактирую.

Ключевая аудитория издания – работники АСРЗ, нынешние и потенциальные партнеры. Задача – информирование общественности и бизнес-сообщества о производственных задачах в динамике, стратегии развития завода. Одним словом, оперативные информационные сообщения, представляющие политический, социальный или экономический интерес для аудитории, обзоры и анализ жизни предприятия, его места в жизни отрасли.
Все, чем живет и дышит единственная судоверфь на подконтрольной Украине территории, наши работники узнают первыми.

- Если бы вас попросили коротко представить АСРЗ, как бы вы это сделали?

- Во-первых, я бы сказала, что, несмотря на то, что коллектив неоднозначный, в нем есть совершенно незаурядные личности - из бывшего плавсостава, которые по разным причинам сойдя на берег, переквалифицировались в судоремонтников и судостроителей. И вот эти лучшие представители профессий, гораздо в большей степени определяют характер города у моря, чем, к примеру, металлурги.

Наш судоремонтный на сегодня – пусть и «в легкой дымке веков», но реальная судоверфь на Азовском море с 8-метровой глубиной у причалов. К слову, у наших прямых конкурентов из ближнего зарубежья (Россия – ред.) глубина у причалов составляет всего 4 метра. Достопримечательность – сухой плавучий док, грузоподъемностью 15 тысяч тонн, наличие которого позволяет предприятию браться за ремонт крупнотоннажных судов с большой осадкой. При благоприятных условиях, способен возобновить потенциал судоверфи. Известен построенными в прошлые годы нефтемусоросборщиками, предназначенными для очистки акватории портов. А сегодня, пожалуй, как лидер в производстве грейферов для предприятий морской отрасли, горнодобывающих и металлургических.Уникально синергией производства и моря, дарящей вдохновение, а значит, располагает к развитию. Надеюсь, что завод преодолеет трудности и будет жить.

- Значит, можно сказать, что работа и является твоим хобби?

- Только, думаю, что хобби несколько шире, чем просто написание статей. Оно в поиске букв, которыми можно выразить нужные смыслы. Поэтому стараюсь больше читать и писать (улыбается).

А хобби… время от времени увлекаюсь техниками рукоделия. Это помогает перезагрузиться, подумать. Как большинство людей, люблю путешествовать.
Кстати, в качестве хобби: когда удается путешествовать, привожу для своей коллекции настольные статуэтки котов. Причем, не обычных, а харАктерных. С обязательно ярко выраженной индивидуальностью.
Коллекция то пухнет, то худеет, так как часто раздариваю котов, и получаю новых в подарок. Друзей у меня много потому, что я редко расстаюсь с теми, кого не хочу отпускать. Характер у меня золотой, а потому тяжелый. Вот поэтому равнодушных ко мне мало.

- Остается пожелать тебе удачи и вдохновения, а Азовскому судоремонтному – выстоять.

Досье:
Лариса Конева, пресс-секретарь АСРЗ
Член НСЖУ с 2001 года
Лауреат премии «Золотое перо Донбасса»
Лауреат конкурса «Мариуполец 2005 года»
В прошлом:
ведущий журналист газеты «Ильичевец»



Источник: городской сайт Мариупольские новости


Port
Loading...




Уважаемые пользователи! В связи с участившимися взаимными угрозами и оскорблениями, мы вынуждены временно отключить возможность комментирования.

Редакция «Мариупольских новостей»